ДРОН ДОГОНЯЕТ ЭЛЕКТРОБУС 27.12.2018

Ежемесячный журнал "Управляющий совет образовательной организацией. Сегодня.Завтра.Послезавтра." № 11, 2018

Профориентация


Дрон догоняет электробус

О будущих программистах, летающих беспилотников, водителях электробуса, создателях «интернета вещей» рассказывает директор Колледжа железнодорожного и городского транспорта Д. В. Выдрин.


- Дмитрий Владимирович, о вашем колледже когда-то говорили, как о кузнице кадров для экономики молодого советского государства. Здесь на стенах даже висят написанные маслом картины с сюжетами на тему трудовых подвигов первых героев пятилеток. Смотрится винтажно.

- Да, уже скоро – 21 января 2021 года – мы отметим столетний юбилей нашего образовательного учреждения. Эта дата является знаменательной не только для нас, педагогов и студентов, но и для всей транспортной отрасли. Уже на протяжении целого века колледж поставляет кадры в эту отрасль экономики. Подготовка к празднованию уже ведется. В этот процесс активно вовлекается и студенческое самоуправление. Например, в ближайшее время мы намерены выпустить собственное периодическое печатное издание, посвященное столь знаковому в судьбе колледжа событию. Силами местной редколлегии, состоящей, в основном, из студентов, готовится первый номер газеты. Кстати, самоуправление здесь было еще со времен Школы машинистов, дата основания которой – 21 января 1921 года – и принято считать точкой отсчета истории нашего учебного заведения. В советское время колледж неоднократно был награжден государственными премиями, завоевывал знамена, знаками отличия были отмечены передовики производства. А для меня, как директора, очень важно сохранить репутацию и доброе имя нашего колледжа, бережно поддерживая баланс между современностью и традициями, накопленными моими предшественниками.

- Вы, как и многие образовательные организации, прошли через процесс слияния?

- Свое нынешнее название «Колледж железнодорожного и городского транспорта» заведение получило в 2015-м году после слияния четырех образовательных организаций 31 декабря 2014 года. Слияние позволило не только увеличить площадь, но и расширить перечень профессий и специальностей. Раньше в 52-м Железнодорожном колледже готовили специалистов только для обслуживания железнодорожного транспорта. Теперь - с вхождением в наш состав здания на Михалковской улице - мы расширили спектр предлагаемых специальностей. В первую очередь, это техническая эксплуатация подвижного состава, машинист локомотива, организация и управление железнодорожными перевозками, сервис на транспорте. Кроме этого, у нас реализуется подготовка по нескольким специальностям из ТОП-50 (самых востребованных): техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов; сетевое системное администрирование; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; прикладная информатика. Также мы открыли новую специальность: релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем; электромеханик лифтового оборудования и некоторые другие.

- И, конечно, в результате слияния выросла общая численность учеников?

- Да, на 400 человек стало больше. Я думаю, что это связано еще и с востребованностью тех профессий, которым у нас обучают. Вообще, в последнее время наметился тренд на получение ребятами среднего профессионального образования. Многие молодые люди строят свою образовательную траекторию, сознательно выбирая сначала учебу в колледже. А затем уже поступают в ВУЗ. Прикладные навыки и умения, которые можно получить в колледже, гораздо больше дают шансов продвинуться по карьерной лестнице на предприятии, нежели диплом о высшем образовании. Студенты нашего колледжа проходят практику на предприятиях многочисленных социальных партнеров. Многие ребята идут на производство и параллельно поступают в ВУЗы. Мы отслеживаем эти процессы: у нас заключены договоры с МИИТ, МАДИ - так что если у выпускников есть желание продолжить образование в ВУЗе, то мы им помогаем...

- Вы упомянули, что у вас немало социальных партнеров. Главный из них, наверное, РЖД?

- Мы не делим друзей на главных и неглавных: все нам одинаково важны и дороги. К примеру, среди наших партнеров есть одно небольшое предприятие – «Шиндлер» (лифтовики) – оно для нас является знаковым. Нашим студентам рады и на крупных предприятиях, и в небольших фирмах. Да и ежедневное взаимодействие с разными по масштабу партнерами требует одинаковых усилий. Такие мощные компании, как: ОАО «РЖД», ОАО «Мослифт», АО «ЦППК», занимающаяся внутренними перевозками по Москве и Подмосковью – это предприятия, которые принимают большую часть наших студентов на практику и стажировку. Однако мы всегда заинтересованы в новых партнерах – отраслевых предприятиях, представленных на рынке. Все делается для того, чтобы обеспечить экономику Москвы высококвалифицированными кадрами.

- Какое у вас соотношение между специальностями и профессиями?

- У нас в колледже внутри одной образовательной программы можно получить несколько смежных профессий. Ребята получают не одну, а две-три различные квалификации. Не случайно за нашими выпускниками выстраивается очередь из работодателей. Цифровая трансформация экономики, внедрение искусственного интеллекта, развитие транспорта – все это создает запрос на новые навыки и знания. Одной квалификации современному выпускнику больше недостаточно. Вы, наверное, слышали, что в ближайшее время намечается запуск двух радиальных линий - так называемого наземного метро? Все это, конечно, приводит к тому, что на предприятиях образуется дефицит кадров. Поэтому мы стараемся обеспечить наших работодателей рабочими руками.

- А как называются линии наземного метро, о которых вы упомянули?

- Первые две линии наземного метро – «сквозные диаметры» - будут запущены в 2019-м году, а потом планируется приращивать их количество.

- Скажите, пожалуйста, профессия машиниста - с обновлением подвижного состава, с усложнением электронного оборудования на железнодорожном транспорте, в метро – становится сложнее или легче?

- В каком-то смысле – сложнее, в каком-то – легче… В любом случае, мир развивается, транспорт уходит в «цифру». Появляются новые виды подвижного состава. Взять, например, электропоезд «Ласточка», который запущен сейчас на Московском центральном кольце. По большому счету, машинист становится все более похожим на оператора, который управляет компьютерными системами, а уже они, в свою очередь, управляют электропоездом. Но если мы говорим про машиниста, как про некое лицо, ответственное за безопасность пассажиров, за соблюдение графика движения - то здесь ничего нового не появилось. Все то же самое, что и было: нагрузка, в частности, психологическая, остается. И плюс к этому, выпускники должны разбираться в информационных системах - как они работают, что в них происходит: если поступил сигнал, что надо сделать. То есть, с одной стороны, работа уходит в «цифру», а, с другой, знать устройство и эксплуатационные характеристики подвижного состава необходимо, как и прежде. К старому добавилось новое - все, что связано с цифровыми системами и приборами, которыми оснащены новейшие подвижные составы. Работа становится менее пыльной, но не менее напряженной.

- Как вы считаете, профессия машиниста и технического специалиста по ремонту и обслуживанию подвижного состава поездов становится более популярной в последнее время, или ее популярность остается неизменной?

- Однозначно - более популярной. В этом году на специальность «Техническая эксплуатация» конкурс составил шесть человек на место, на машинистов - тоже. Впервые минимальный проходной бал был 4,3. Много желающих обучаться за плату, но мы не смогли всех принять. Наши возможности ограничены, увы. Но! Все в этой жизни эволюционирует. Мы, например, в нынешнем году открыли два девятых класса. По моему мнению, если ребенок выбирает обучение с ориентиром на определенную профессию и хочет освоить специальность, чтобы работать на производстве, то самый оптимальный вариант - получить общее основное образование и профессию в одной среде. По моим наблюдениям, как только студенты приходят на первый курс колледжа, им не так просто адаптироваться. Как правило, полгода уходит на адаптацию. Спасибо проекту «Профессиональное образование без границ», благодаря которому дети становятся ближе к колледжу. Они знакомятся и с преподавателями, и с оборудованием, а в дальнейшем становятся нашими студентами.

- Со сколькими школами вы работаете? Или, точнее, сколько школ выбрало ваш профиль?

- У нас есть проект «Уроки технологии», в который вовлечены 14 московских школ. Дети, начиная с 5-6-х классов, посещают уроки «Юные мастера» - знакомятся с профессиями, с оборудованием. Мы их адаптируем к среде. Непосредственно профессии мы их не учим, конечно, но даем им освоить некоторые навыки, основы профессии - в слесарном, столярном деле. Дети изучают основные параметры управления поездом на специальном тренажере. А для освоения профессии, как я уже сказал, существует проект «Профессиональное обучение без границ», рассчитанный на более старшие классы: школьники могут добрать количество часов, и при успешной сдаче квалификационного экзамена они получают свидетельство о получении профессии. Например, слесарь по ремонту подвижного состава, автомобилей; оператор ЭВМ; столяр; водитель автомобиля, проводник пассажирского вагона. Это основные профессии, которым мы учим в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ». Сейчас мы планируем расширить этот перечень профессий.

- И какие профессии у вас появятся в ближайшем будущем?

- Экспедитор грузов, оператор беспилотных летательных аппаратов. Все эти профессии включаются в перечень по запросу наших детей.

- А беспилотники - это дроны? Недавно по телевидению показывали, что в Исландии, например, доставка грузов беспилотными транспортными средствами - дело весьма обычное.

- Да, есть чему поучиться. А мы начали заниматься дронами год назад. Впервые мы участвовали по этой компетенции в чемпионате WorldSkills. Открыли кружок по управлению беспилотниками для наших студентов. Мы даже на нашей базе проводили два мероприятия по дрон-рейсингу - одно с участием школ, второе - с участием колледжей. Это очень интересное профессиональное направление! У нас пока нет такой профессии в официальном перечне – «оператор беспилотника», но профессиональное обучение и дополнительное образование позволяет нашим учащимся это осваивать. И студентам, и школьникам мы даем возможность поуправлять дронами, ведь у нас есть специальная трасса, которая позволяет проходить различные препятствия.

- А, это тот ангар, который я видела на территории колледжа – там проходят соревнования беспилотников?

- Да, там футбольное поле было изначально, а теперь площадка для проведения соревнований и занятий по дрон-рейсингу,. Ведь «общение» с дронами требует особых условий и, в частности, обеспечения высокого уровня безопасности. И мы соблюдаем все необходимые условия.

- Как вы считаете, каковы перспективы развития этого вида транспортных средств существуют у нас в стране?

- Хотя беспилотные технологии предполагают отсутствие пилота, полетом все равно дистанционно управляет человек – оператор-пилот. Беспилотные технологии внедряются и в транспортный сектор. В этом году мы ввели обучающий модуль по управлению беспилотными наземными объектами в программу обучения «Техническая эксплуатация» в рамках вариативной части. Сейчас мы проводим занятия по беспилотным технологиям на базе Технограда на ВДНХ: наши студенты изучают основы беспилотных технологий. Рано или поздно, беспилотные технологии будут распространены повсеместно, и к этому нужно быть готовыми. Поэтому навыки управления, знания об устройстве беспилотных аппаратов нужно дать детям сейчас, чтобы они были подкованы к тому моменту, когда произойдет научно-технический переворот.

- А к каким еще профессиям будущего вы готовите в вашем колледже?

- Действительно, у нас обучение управлению беспилотниками - не единственная профессия будущего. В частности, мы участвуем в проекте «Эффективный учебный план», который позволяет нам познакомить школьников с новой профессией - обслуживание электробусов и электромобилей. Это тоже весьма актуально. Москва активно переходит на электробусы, хотя, казалось бы, они только начали появляться.

- По каким приметам их можно вычислить на улицах города?

- На вид это обычный общественный транспорт, и с первого взгляда его и не отличить. Правда, на боках у такого автобуса написано «Это – электробус». Он не гудит и не коптит.

- У него вообще отсутствует бензобак?

- Да, бензобака у него нет. У него есть небольшой двигатель, работающий на обычном топливе и предназначенный для обогрева салона. На крыше у такого электробуса установлена батарея, которая подзаряжается в течение нескольких минут на специальных заправках. По плану, в течение двух-трех лет в Москве останутся только электробусы, а общественного транспорта на дизельном топливе не будет вообще.

- А куда же денется весь нынешний автопарк Москвы?

- Будет переоборудован. Крыша салона станет выше, электроника будет немного другая. Электробус едет на аккумуляторе, у него нет соединения с проводами, как у трамвая.

- А в Москве соль раскидывают зимой на улицах... Говорят, она здорово влияет на аккумуляторы, ухудшая их работу.

- Для аккумулятора самое страшное - это перегрев, холод не так страшен. Сейчас катается первая партия электробусов, выявляются недостатки. И следующая будет изготовлена с учетом тех недоработок, которые обнаружатся в электрике и других составных частях. Когда электробус подъезжает к станции зарядки, то поднимается специальный пантограф, и зарядка происходит в течение двадцати минут. Мы готовим специалистов для работы на таком виде транспорта. То есть это уже даже не будущее, а настоящее. Мы работаем в интересах Москвы.

- Что же, теперь в Москве наконец-то расчистится воздух?

- По идее, да. Автобусы, выхлопной газ которых загрязняет атмосферу, перестанут ездить по улицам, и воздух просто обязан стать чище. Конечно, электробус и электромобиль дороже обычных. Но это обстоятельство не должно препятствовать прогрессу.

- Если говорить о прогрессе в образовании, то каково участие вашего колледжа в WorldSkills?

- В 2016-м наши студенты принимали участие в одной-единственной компетенции WorldSkills – «Управление железнодорожным транспортом». В 2017-м мы вышли уже с готовностью принимать участие по 29 компетенциям, включая ВорлдСкиллсДжуниор. И в прошлом году мы по десяти компетенциям заняли призовые и первые места. Многие компетенции, в которых мы одержали победу, не совпадают с той подготовкой, которая осуществляется у нас в колледже. Например, «Мобильная робототехника»: мы заняли второе-третье место. И стали призерами в компетенции «Интернет вещей».

- Могли бы уточнить, что это?

- У ряда вещей одной группы создается единая платформа, своя сеть, с помощью которой «вещи» вступают в определенное запрограммированное взаимодействие. «Умный дом», к примеру, – дверь зафиксировала, что в отсутствие хозяев кто-то ее открывает. Камера включается, снимает того, кто пытается проникнуть в помещение. Блок безопасности отсылает сообщение о нарушителе и т.д. Одним словом, устройства друг с другом общаются в некоей самостоятельной среде.

- И какое место вы заняли в этой компетенции?

- У нас было два первых места. В этом году мы выиграли уже семь призовых мест.

- Какая у вас самая яркая победа?

- В прошлом году студент нашего колледжа Дмитрий Королев уверенно победил в компетенции «Управление железнодорожным транспортом», в которой принимали участие ребята из 16-ти российских регионов.

- Нравится Дмитрию профессия машиниста?

- Да, очень. Дима - скромный парень, он мало говорит и не афиширует своих побед. Просто любит вести поезд. К сожалению, эта компетенция не вышла на международный уровень... Мы пытаемся сделать то, что зависит от нас, чтобы вывести эту компетенцию на мировые соревнования. В прошлом году провели круглый стол, в котором приняли участие представители СПО Белоруссии, общались и обменивались опытом. Они-то у себя провели международные соревнования, и мы взяли их опыт на заметку. Буквально недавно мы организовали круглый стол с участием представителей крупных работодателей, и они нас поддержали в стремлении выйти на мировой уровень. Раньше не все понимали, что такое WorldSkills. Мы рассказали нашим работодателям о преимуществах демоэкзамена по управлению железнодорожным транспортом. Система оценки в демонстрационном экзамене совершенно отличная от привычной. По диплому ведь не скажешь, что выпускник может делать! А на демоэкзамене все видно - и умения, и навыки, и, наконец, горят, у молодого специалиста глаза или нет. Мы провели исследовательскую работу и выяснили, что те выпускники, кто прошел демоэкзамен на ура, учатся в ВУЗах, делают успешную карьеру. Мы делаем все, чтобы дети были мотивированы.

- Работа, по всей видимости, не простая. И контингент наверняка приходит сложный. Наверняка у вас есть наработки по воспитательной линии.

- Самое первое - с детьми надо сотрудничать. Когда ребенок видит, что им интересуются, когда он после занятий идет в кружки, то для него учеба становится приятней и интересней. Появляется смысл жизни, и дети становятся совершенно другими. Они начинают понимать, зачем им это все нужно. Ведь часто бывает, что ребенок ходит в школу и не понимает зачем. Самое главное - и особого секрета здесь нет - это внимание к ребенку. Я еще не видел такого ребенка, которому ничего не было бы интересно в этом мире. Важно содействовать развитию этого интереса.

Интервью провела

Светлана ГАВРИЛОВА