фото: архив Дмитрия Солодухина
Прошло несколько недель с того момента, как выпускникам Колледжа железнодорожного и городского транспорта (ГБПОУ КЖГТ) были торжественно вручены дипломы об окончании этого учебного заведения. Некоторые из вчерашних студентов ещё определяются с выбором. Немало и таких, кто сразу после выпускного вечера выходят на работу, где их уже ждут. Дмитрий Солодухин и Тимур Надирадзе из этого числа.
Стоит отметить ещё одно сходство ребят – оба свой трудовой стаж начали в 2018 году и, устроившись в моторвагонное депо, некоторое время совмещали работу с учёбой. Дмитрий в должности помощника машиниста сегодня трудится в депо Подмосковное. Тимур выполняет те же обязанности в депо Москва-2 Ярославская. Первые месяцы для новобранцев-моторвагонников оказались богатыми на впечатления. Связаны они в большей степени со знакомством с новым коллективом и, главное, с осознанием того, что каждому из них предстояло трудиться на серьёзном производстве со своими правилами и требованиями, от чёткости выполнения которых напрямую зависит безопасность движения поездов.
– Первое время работать было довольно сложно, – рассказывает Дмитрий Солодухин. – Обучение локомотивных бригад в депо выстроено таким образом, что их профессиональный уровень знаний постоянно контролируется руководством предприятия. Учебное заведение мы в основном покидаем, имея теоретические представления о выбранной специальности. А здесь практика. Вспоминаю, как спустя всего неделю после трудоустройства заместитель начальника депо по эксплуатации Дмитрий Склярчук устроил для начинающих помощников машиниста настоящий экзамен. Вопросы, которые нам задавались, касались и наших непосредственных обязанностей, и конструктивных особенностей серий электропоездов, на которых предстояло работать, и знаний ПТЭ. Признаюсь, многие из нас тот экзамен провалили. Зато 3 следующих дня, отпущенных нам для переподготовки, никто из начинающих помощников машиниста не потратил впустую.
Тимур Надирадзе считает определяющим для построения профессиональной карьеры тот багаж знаний, что он получил в колледже, осваивая специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава». Недаром в его кармане красный диплом. Но выученную в студенческих аудиториях теорию, по мнению собеседника, не откладывая на потом, надо подкреплять практикой. Только в этом случае полученные знания и навыки станут своего рода залогом высокого качества профессиональной подготовки. Главное, как замечает Тимур, в работе помощника машиниста – как можно больше задавать вопросов своим наставникам или старшим коллегам. Неважно, в поездке или, например, в момент прохождения «чистилища», когда помощнику машиниста приходится осваивать смотровую канаву электропоезда, изучая с подачи слесарей-ремонтников устройство узлов и агрегатов сложной машины. А внутри локомотивной бригады не надо делать вид, что ты умнее машиниста. Всегда лучше спросить, чем притвориться, что всё понятно. Чем, кстати, иногда грешат новички.
Адаптироваться к новым условиям, как признаётся Тимур, ему очень помог старший коллега машинист Ахмед Магамадов. Вместе они водят электропоезда в ярославском направлении – до Сергиева Посада, Монино, Софрино, Пушкино, Красноармейска и других населённых пунктов. Ахмед, проработавший здесь 10 лет, рассказывает Дмитрию о том, как надо вести состав на том или ином участке пути. Кстати, 4-ю колонну, в которую входит локомотивная бригада Магамадова, возглавляет машинист-инструктор Станислав Пономарёв. О стиле его взаимоотношений с локомотивными бригадами Тимуру тоже есть что сказать.
– Машинист-инструктор – это не просто контролёр, – замечает он. – А прежде всего – наставник, который по долгу свой службы занимается особым производственным воспитанием в своей колонне. Это, в первую очередь, обязывает его знать семейное положение подчинённых, какие у них проблемы в быту, как они используют время отдыха. А потом уже проводить профилактические беседы непосредственно на рабочем месте.
За месяцы работы в депо познания вчерашнего студента относительно особенностей работы и конструкции «эдешек» (так новичок называет электропоезда серии ЭД4М) продвинулись далеко. Но есть желание водить и электропоезда других серий, в том числе – скоростные машины. Но есть ли желание водить электропоезда других серий? Оно, как признаётся собеседник, имеется. При этом не делается исключение и для электропоездов скоростных серий. Кстати, всё чаще Тимур Надирадзе задумывается о продолжении профессионального образования. Правда, пока не определился, в какой из вузов будет поступать.
У Дмитрия Солодухина вкус к управлению «Ласточками» появился ещё на стадии дублёрских поездок по МЦК, которые выполнялись в локомотивной бригаде вместе с тёзкой Дмитрием Шамариным. Тот имеет почти 3-летний опыт вождения по «Московской кругосветке». За каждой из 6 таких поездок – полученные практические знания и навыки. Благодаря им молодой специалист в состоянии, например, без ошибки выполнить привязку электропоезда к инфраструктуре, когда расположение каждого относящегося к ней объекта фиксируется с точностью до метра. Или найти ответ на вопрос, в чём заключается соблюдение локомотивной бригадой регламента поездок при возникновения нестандартных ситуаций, как учитывать особенности контроля показаний приборов сопровождения и датчиков.
– Полученные от моего старшего напарника на сей счёт объяснения оказались настолько толковыми, – рассказывает Дмитрий Солодухин, – что, когда пришло время сдавать экзамен на свидетельство помощника машиниста, я знал ответы почти на все предложенные мне вопросы.
Вскоре состав локомотивной бригады, куда входил тогда ещё студент колледжа, поменялся. К Дмитрию был приставлен другой опытный машинист Алексей Кудряшов. Тот, по признанию собеседника, ещё более углубил полученные знания о работе на линии. Впрочем, не остаётся без внимания и специализированная, предназначенная для локомотивных бригад литература. Отработана в депо и система сдачи зачётов по нормативным документам, инструкциям. Поэтому не от одного желания зависит, станет помощник машинистом или нет. Надо ещё приложить к этому максимум усилий.
В 2018 году, когда Дмитрий Солодухин в депо Подмосковное считался новобранцем, по его словам, число опытных членов локомотивных бригад заметно превосходило тех, кому не было 25. Сейчас это соотношение существенно изменилось в пользу молодёжи. Руководством предприятия делается всё возможное, чтобы профессиональное становление машинистов и помощников осуществлялось как можно быстрее и качественнее.
В заключение беседы собеседник поделился планами. В ближайшей перспективе Дима рассчитывает получить 3-й разряд машиниста. А дальше собеседнику было бы интересно поводить «Ласточки» по радиальным направлениям. Там другие скорости, большое разнообразие участков пути, к которым машинисту ещё предстоит приноровиться. А значит, открываются новые перспективы для профессионального роста.
Владимир Горелкин
Gudok.ru| Московский железнодорожник, Выпуск № 126 18.07.2019